afonined - професор Едуард Афонін (afonined) wrote,
afonined - професор Едуард Афонін
afonined

Categories:

Исчерпало ли западное общество потенциал своего развития?

О многом может поведать школа (в том числе и средняя) как один из базовых институтов общества.

Общаясь этим летом со своей внучкой, перешедшей в 7-й класс гимназии г. Карсруэ (Германия), и дочерью моих приятелей, обучающейся в одной из школ Парижа я обратил внимание на схожесть школьной ситуации в этих странах. И эта схожесть, как мне видится, была в том, что в западной школе "пробивают себе дорогу" достаточно знакомые для нас - выходцев бывшего СССР - знакомые мотивы коллективной психологии (психологии  "тотальности") . Скажем школьница стыдится (или испытывает чувство неловкости) быть первой по успеваемости в классе, школа проявляет незаинтересованность и всячески "выдавливает" из стен школы тех, кто "портит" неблагоприятную школьную статистику и т. п. В этом же духе можно комментировать и унификацию высшей школы, утверждающуюся в рамках Болонской образовательной инициативы. И все это сменяет недавнюю нацеленность западной школы на культивирование социального лидерства и культурного разнообразия. Я уже не говорю о новых акцентах в сфере государственной политики, скажем, об участившихся  законопроектных инициативах, идущих в разрез с основными принципами либеральной демократии, базирующихся на верховенстве права и правах человека, как это имело, например место, в законодательной практике Канады и США. Я имею ввиду инициативы парламентов  этих стран, ущемляющие права новых мигрантов (Канада) или объем природных прав человека (США) во имя безопасности общественного большинства.

Скажите, пожалуйста, как иначе можно комментировать вышеизложенные факты, как не признаки ресурсной исчерпанности либерально-демократических механизмов регулирования общественного развития и нарождающихся тенденций новой, пусть даже и не построенной на привычной социально-классовой (а сетевой) основе тотальности.

Имея ввиду нарождающиеся в западном обществе социальные тенденции и несколько переакцентруя идею известного немецкого социолога Ульриха Бека о втором модерне, я бы прокомментировал последнюю не как вторую (после Великой депрессии 20-30х гг.) волну трансформационных процессов, охвативших в 80-90-х годах страны Центральной и Юго-Восточной Европы и Азии, а как новую - вторую после Великой французской революции 1789-94 гг. социальную революцию для стран Западной Европы (прежде всего для стран Европейского Союза) и Северной Америки, как новый социальный Модерн, утверждающий новый социальный порядок, базирующийся на принципах коллективизма, лежащего в основе социального феномена тотальности.

Ну скажите, что это за феномен происходит с западным обществом?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 72 comments